АУСН: работник в командировке, подтверждающие документы.

Вопрос:

Налогоплательщик на АУСН («доходы минус расходы») направляет работника в командировку. Надо ли представлять документы для подтверждения командировки? Если да, то какие и в каком порядке? В частности:

— надо ли представлять документы в банк и/или налоговый орган, в какой срок;

— в каком порядке налоговый орган будет проводить проверку;

— как надо оформлять платежи, чтобы затраты учитывались при определении налоговой базы (надо ли указывать специальную кодировку и какую)?

Ответ:

Список расходов на АУСН («доходы минус расходы») открытый, следовательно, можно учесть любые обоснованные и документально подтвержденные расходы, в том числе связанные с командировкой работника. В назначении платежа необходимо указать специальную кодировку, указывающую на то, что это расход. При этом нормы не содержат прямой обязанности по представлению первичных документов банку либо налоговому органу при этой системе налогообложения, однако они потребуются при возникновении споров по операциям.

Обоснование

Статьей 6 Федерального закона от 25.02.2022 N 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее — Закон N 17-ФЗ) предусмотрен порядок определения доходов и расходов. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы при условии их соответствия критериям ст. 252 Налогового кодекса РФ (ч. 3 ст. 6 Закона N 17-ФЗ). Перечень неучитываемых расходов приведен в ч. 4 ст. 6 Закона N 17-ФЗ, где в том числе указано, что при определении объекта налогообложения не учитываются иные расходы, не соответствующие критериям ст. 252 НК РФ. Командировочные расходы отдельно не поименованы, в связи с чем они могут быть учтены при соблюдении остальных критериев (подтверждение и обоснованность).

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Такие затраты учитываются в составе расходов при условии, что они осуществлены в безналичной форме. В случае осуществления расчета в наличной форме для возможности учета затрат расчеты должны произойти с применением зарегистрированной ККТ (ст. 8 Закона N 17-ФЗ).

Учет таких расходов ведется налогоплательщиками в личном кабинете на основании данных, переданных в налоговые органы (ч. 1 ст. 14 Закона N 17-ФЗ).

Уполномоченные кредитные организации передают в электронной форме в налоговые органы информацию об операциях по счетам с разделением на учитываемые (неучитываемые) доходы и (или) расходы при определении объекта налогообложения (ст. 15 Закона N 17-ФЗ, п. 1.2 Методических рекомендаций по разделению безналичных операций по счетам налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», на учитываемые и не учитываемые при определении объекта налогообложения (утв. ФНС России) (далее — Методические рекомендации). При этом возможна и последующая корректировка информации со стороны налогоплательщика.

Как видно из приведенных норм, с одной стороны, расходы должны быть обоснованны и документально подтверждены, однако не указано, в каком порядке и кто вправе это проверять. Ведь в отношении лиц, применяющих АУСН, возможно только проведение камеральных налоговых проверок в порядке ст. 88 НК РФ (на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о налогоплательщике) (ч. 7 ст. 2 Закона N 17-ФЗ).

В части полномочий кредитных учреждений отметим следующее. Налогоплательщик в личном кабинете клиента вправе самостоятельно изменить признак отнесения к налоговой базе по каждой операции не позднее 7-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена указанная операция. Либо в случае обнаружения ошибок в информации, переданной кредитной организацией в налоговые органы, по истечении указанного выше срока налогоплательщик вправе обратиться в кредитную организацию для исправления ошибок в течение трех лет (ч. 3 ст. 15 Закона N 17-ФЗ, п. 3.3 Методических рекомендаций).

Подытожим

Учитывая изложенное, представляется, что подтверждающие документы (приказ о командировании, авансовый отчет, документы, связанные с выплатой суточных, транспортных расходов, гостиницы — счета гостиницы, маршрутные листы, билеты и т.д.) необходимо представлять в банк или налоговый орган при подтверждении и обосновании своей позиции, когда имеются разночтения, например, банк неправильно учел операцию (не принял расход в кодировке); в ходе или по результатам камеральной налоговой проверки имеется спор с налоговым органом о непринятии расходов к учету. Прямых обязанностей по представлению документов в нормативных актах и разъяснениях ведомств не содержится (кроме ссылки на их обязательное наличие).

В части отражения операций можно учитывать следующее. Когда, например, за счет подотчетных средств осуществлены экономически оправданные расходы, имеющие документальное подтверждение, рекомендуется указать признак «Расход» в личном кабинете клиента (п. 4.16.1 Методических рекомендаций).

Специальная кодировка указывается в реквизите 24 «Назначение платежа» после основного текста, например «Оплата по счету за проживание в гостинице, без НДС +Б+». Такой операции будет присвоен признак «Расход» (п. 3.6 Методических рекомендаций).

  •              Данная консультация носит справочный характер. Окончательное решение по вопросу Вам необходимо принять самостоятельно.