Каков порядок ввода в эксплуатацию основного средства?

Бухгалтерский учет

Основные правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (утв. Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н).

Так, для целей бухгалтерского учета объектом основных средств считается актив, характеризующийся одновременно следующими признаками: (п. 4 ФСБУ 6/2020):

  • имеет материально-вещественную форму;
  • предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд либо для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана;
  • предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
  • способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана).

Основными средствами считаются капитальные вложения по их завершении, то есть после приведения объекта капитальных вложений в состояние и местоположение, в которых он пригоден к использованию в запланированных целях (п. п. 5, 6, 18 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», утв. Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н).

Расходы на приобретение (создание) основных средств отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (Инструкция, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

В общем случае под вводом в эксплуатацию возможно понимать событие, фиксирующее готовность изделия к использованию по назначению, документально оформленное в установленном порядке (ГОСТ 25866-83 «Государственный стандарт Союза ССР. Эксплуатация техники. Термины и определения» (утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 13.07.1983 N 3105).

В общем случае основные средства вводятся в эксплуатацию, когда они отвечают указанным выше признакам. В качестве документов могут быть использованы следующие документы:

  • акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма ОС-1);
  • акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма ОС-1а);
  • акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма ОС-1б);
  • самостоятельно разработанные формы, например акт о вводе в эксплуатацию (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

Также может быть оформлен приказ о вводе основного средства в эксплуатацию.

Документы, которыми оформляется ввод в эксплуатацию, должны соответствовать требованиям, предъявляемым ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» к первичным учетным документам.

Начисление амортизации основных средств начинается с даты его признания в бухгалтерском учете либо с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта основных средств в бухгалтерском учете (п. 33 ФСБУ 6/2020).

Если основное средство требует монтажа, наладки, сборки, выполнения других работ, необходимых для доведения его до состояния, пригодного к использованию, то в таком случае оно продолжает числиться на счете 08 до момента окончания соответствующих работ. Документами, подтверждающими необходимость выполнения работ, являются приказы (распоряжения) о проведении монтажа, наладки, сборки, накладные на приобретение комплектующих, акты сторонних организаций на оказание услуг по монтажу, наладке, сборке, наряды на монтаж и др. В дальнейшем на основании актов приема-передачи первоначальная стоимость объекта основных средств списывается со счета 08 на счет 01 «Основные средства».

В ряде случаев, например, если это предусмотрено нормативной и технической документацией, датой ввода в эксплуатацию может признаваться дата начала фактического использования основного средства. Соответственно, дата начала фактической эксплуатации может не соответствовать дате принятия на учет в качестве основного средства. В таком случае, как правило, на указанную дату оформляется акт и (или) приказ о вводе в эксплуатацию по самостоятельно разработанной форме.

Налоговый учет

В налоговом учете под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Минфин России отмечает, что в связи с отсутствием в НК РФ определения термина «ввод в эксплуатацию», оно применяется в том значении, в каком используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, может применяться вышеуказанное положение ГОСТ 25866-83. При наличии неопределенности, связанной с моментом готовности основного средства к использованию, датой ввода такого средства в эксплуатацию необходимо считать дату начала его фактического использования в деятельности организации (Письмо Минфина России от 21.06.2019 N 03-03-06/1/45357).

Дата ввода в эксплуатацию (фактического использования) определяется на основании документов бухгалтерского учета (ст. 313 НК РФ).

  • Ответ носит справочный характер. Окончательное решение по вопросу Вам необходимо принять самостоятельно.