Как отражаются в бухгалтерском учете расходы на маркетинговые услуги?

Понятие маркетинговых услуг приведено, в частности, в п. 2 Приложения N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014): это услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.

Расходы на маркетинговые услуги являются расходами на обычные виды деятельности (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) при выполнении условий, указанных в п. 16 ПБУ 10/99.

Они, по нашему мнению, не включаются в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции (п. 26 ФСБУ 5/2019 «Запасы», утв. Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н).

Расходы на маркетинговые услуги могут отражаться в бухгалтерском учете организации по дебету счета 44 «Расходы на продажу», а также может использоваться счет 26 «Общехозяйственные расходы» (если затраты, например, не связаны с продвижением и продажей продукции, товаров, работ, услуг).

Если же, например, маркетинговые исследования осуществляются непосредственно с целью приобретения внеоборотных активов на наиболее выгодных условиях, то затраты на данные услуги, по нашему мнению, могут относиться к фактическим затратам на приобретение активов с отражением на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (п. п. 5, 6, 10, пп. «ж» п. 16 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», утв. Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н).

Соответственно, в бухгалтерском учете организации могут быть сделаны следующие записи (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н):

Содержание операцииДебетКредит
Отражены расходы на маркетинговые услуги по договору со сторонним исполнителем44, 26, 0860
Отражен НДС, предъявленный исполнителем1960
Предъявленный НДС принят к вычету6819
Произведена оплата6051
Отражены расходы на маркетинговые исследования, осуществленные работниками организации44, 26, 0870, 69
Списаны расходы на маркетинговые услуги (исследования), не включаемые в затраты на приобретение активов90-244, 26

Если маркетинговые услуги оказывает сторонний исполнитель, то с ним заключается договор возмездного выполнения работ (оказания услуг), который регулируется положениями гл. 37, 39 ГК РФ. Итоги проведения маркетинговых исследований оформляются документально: актом выполненных работ (оказанных услуг) и (или) отчетом о маркетинговых исследованиях, содержащими подробную информацию о результатах выполненных работ (оказанных услуг).

Специальные формы первичных документов, используемые для оформления результатов маркетинговых услуг (маркетинговых исследований), не утверждены. При этом все используемые первичные документы, принимаемые в бухгалтерском учете заказчика, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Окончательное решение по вопросу Вам необходимо принять самостоятельно.

Яндекс.Метрика